25 сентября 2024 года состоялась рабочая встреча представителей Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Цифровой инжиниринг» и Передовой инженерной аэрокосмической школы Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.
Ключевой темой обсуждения стало совместное участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию демонстратора технологий малоразмерного ГТД тягой 50 кг для отрасли беспилотных авиационных систем.
Ключевой темой обсуждения стало совместное участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию демонстратора технологий малоразмерного ГТД тягой 50 кг для отрасли беспилотных авиационных систем.

Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Центра трансфера и импортозамещения передовых цифровых и производственных технологий СПбПУ, Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков выступил с приветственным словом и обратил внимание на имеющийся опыт сотрудничества с Передовой инженерной школой Самарского университета.

Заместитель директора Передовой инженерной аэрокосмической школы Самарского университета Виталий Смелов рассказал, что в 2024 году Фондом Национальной технологической инициативы был проведен конкурсный отбор в целях определения получателей грантов на финансовое обеспечение поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетным направлениям технологий в рамках федерального проекта «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем» национального проекта «Беспилотные авиационные системы» государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
«В результате конкурсного отбора право на осуществление НИР и НИОКР по теме «Исследование и разработка перспективных технологий снижения удельного расхода топлива и повышения ресурса малогабаритных турбогенераторов и турбореактивных двигателей» выиграл Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева. Университетом подписан договор и в ближайшее время мы приступим к осуществлению данной работы, и здесь мы хотели бы видеть Передовую инженерную школу СПбПУ «Цифровой инжиниринг» соисполнителем при выполнении составных частей НИОКР», - пояснил Виталий Смелов.
«Мы принимаем активное участие в реализации Стратегии развития беспилотной авиации в России и национального проекта «Беспилотные авиационные системы». С помощью нашей разработки - Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench® - мы можем проводить работы по оптимизации методик проектирования БАС и их компонентов, а также внедрять инновационные инструменты и технологии в работу отраслевых научных центров и производителей БПЛА.
Кроме этого, подразделениями экосистемы технологического развития СПбПУ сформирован обширный научно-технологический задел в различных отраслях промышленности. Так, общий объем суммы НИОКР ПИШ СПбПУ, которые будут реализованы по заказам индустриальных партнеров до 2030 года, – 4,6 млрд. рублей. Наибольший объем проектов реализуется в двигателестроении и атомной отрасли. Таким образом, мы заинтересованы в совместном выполнении работ на высочайшем уровне», - обратил внимание Алексей Боровков.
Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench® является высокоэффективным инструментом для реализации прорывных проектов и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Целый ряд высокотехнологичных предприятий и образовательных организаций страны уже применяют цифровую платформу CML-Bench® в проектной и научно-образовательной деятельности, в том числе и Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева.
Один из вопросов, обсуждаемых на встрече – формирование инструментов и наполнение Цифровой платформы CML-Bench® валидационным базисом в целях вывода на рынок единого платформенного решения для тестирования, верификации и валидации отечественного программного обеспечения. Самарский университет имеет обширный объем экспериментальных данных и большой опыт валидации отечественного ПО для задач горения, теплообмена и многофазных течений в интересах Объединённой двигателестроительной корпорации.
«Партнерство двух Передовых инженерных школ в части совместного развития функциональности цифровой платформы CML-Bench® представляется своевременным и важным шагом в части ее дальнейшей кастомизации для нужд двигателестроительной отрасли как неотъемлемого инструмента сопровождения процесса «цифровой» сертификации», - отметил начальник отдела перспективных разработок в двигателестроении ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Александр Себелев.
«В результате конкурсного отбора право на осуществление НИР и НИОКР по теме «Исследование и разработка перспективных технологий снижения удельного расхода топлива и повышения ресурса малогабаритных турбогенераторов и турбореактивных двигателей» выиграл Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева. Университетом подписан договор и в ближайшее время мы приступим к осуществлению данной работы, и здесь мы хотели бы видеть Передовую инженерную школу СПбПУ «Цифровой инжиниринг» соисполнителем при выполнении составных частей НИОКР», - пояснил Виталий Смелов.
«Мы принимаем активное участие в реализации Стратегии развития беспилотной авиации в России и национального проекта «Беспилотные авиационные системы». С помощью нашей разработки - Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench® - мы можем проводить работы по оптимизации методик проектирования БАС и их компонентов, а также внедрять инновационные инструменты и технологии в работу отраслевых научных центров и производителей БПЛА.
Кроме этого, подразделениями экосистемы технологического развития СПбПУ сформирован обширный научно-технологический задел в различных отраслях промышленности. Так, общий объем суммы НИОКР ПИШ СПбПУ, которые будут реализованы по заказам индустриальных партнеров до 2030 года, – 4,6 млрд. рублей. Наибольший объем проектов реализуется в двигателестроении и атомной отрасли. Таким образом, мы заинтересованы в совместном выполнении работ на высочайшем уровне», - обратил внимание Алексей Боровков.
Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench® является высокоэффективным инструментом для реализации прорывных проектов и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Целый ряд высокотехнологичных предприятий и образовательных организаций страны уже применяют цифровую платформу CML-Bench® в проектной и научно-образовательной деятельности, в том числе и Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева.
Один из вопросов, обсуждаемых на встрече – формирование инструментов и наполнение Цифровой платформы CML-Bench® валидационным базисом в целях вывода на рынок единого платформенного решения для тестирования, верификации и валидации отечественного программного обеспечения. Самарский университет имеет обширный объем экспериментальных данных и большой опыт валидации отечественного ПО для задач горения, теплообмена и многофазных течений в интересах Объединённой двигателестроительной корпорации.
«Партнерство двух Передовых инженерных школ в части совместного развития функциональности цифровой платформы CML-Bench® представляется своевременным и важным шагом в части ее дальнейшей кастомизации для нужд двигателестроительной отрасли как неотъемлемого инструмента сопровождения процесса «цифровой» сертификации», - отметил начальник отдела перспективных разработок в двигателестроении ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Александр Себелев.

В ходе совещания заместитель директора Передовой инженерной аэрокосмической школы Самарского университета Виталий Смелов также пригласил представителей Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» на Всероссийский научно-технический форум по двигателям и энергетическим установкам имени Н.Д Кузнецова, который пройдет 10-11 октября 2024 года. Организаторами форума выступают Самарский университет и ПАО «ОДК-Кузнецов».
Основная тема форума - вопросы цифровизации основных этапов жизненного цикла двигателестроения. В рамках форума будет организована открытая площадка для конструктивного взаимодействия ученых, академиков, инженеров и представителей ведущих инновационных промышленных предприятий двигателестроительной отрасли. В дискуссионных клубах примут участие спикеры и эксперты как со стороны отрасли, так и со стороны научно-образовательных организаций. В качестве спикеров выступят более 50 сотрудников предприятий и научных работников профильных вузов и институтов.
В этом году в программе форума круглые столы:
Проректор по цифровой трансформации СПбПУ Алексей Боровков подчеркнул важность участия представителей Экосистемы технологического развития СПбПУ в мероприятиях деловой программ Форума. АО «ОДК» является стратегическим партнером Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг». В марте 2024 года совместно с Объединенной двигателестроительной корпорацией были открыты сразу два объекта научно-образовательной инфраструктуры – это научно-технологическое образовательное пространство «Передовые цифровые технологии в двигателестроении» и демонстрационный стенд «Авиационный двигатель с системой контроля». В сентябре 2024 года в ПИШ стартовало обучение по магистерской программе в направлении «Передовые цифровые технологии в двигателестроении», разработанной по запросу АО «ОДК». Уже сейчас инженерами и студентами передовой школы был реализован ряд совместных проектов с АО «ОДК».
Отметим, что в 2022 году делегация Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» посетила Всероссийский научно-технический форум двигателей и энергетических установок, посвященный 110-летию ПАО «ОДК-Кузнецов».
В этом году в Экспертно-проектной сессии дискуссионного клуба «Современные методы проектирования ГТД» с докладом «Цифровая платформа CML-Bench® как инструмент цифрового моделирования и сопровождения «цифровой» сертификации» выступит начальник отдела перспективных разработок в двигателестроении Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Александр Себелев.
Доклад «Термодинамический расчет авиационного ДВС в программном комплексе ДИЗЕЛЬ-РК» в ходе круглого стола «Внедрение отечественного программного обеспечения» представит инженер отдела кросс-отраслевых технологий Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Илья Соломенников.
Инженер отдела кросс-отраслевых технологий Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Михаил Красков расскажет о «трехмерном сопряженном газодинамическом расчете подкапотного пространства авиационного поршневого двигателя» в ходе Молодежного конгресса «Даешь, молодежь!» (Конгресс студентов, молодых ученых и специалистов).
В ходе экспертно-проектной сессии дискуссионного клуба «цифровое производство» «Цифровое предприятие: модель и компетенции» заместитель директора Центра ДПО Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой и инжиниринг» Павел Козловский и старший преподаватель Высшей школы "Передовые цифровые технологии" ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Дмитрий Гаврилов представят командный онлайн-тренажёр «Новый индустриальный вызов» (New industrial challenge).
Основная тема форума - вопросы цифровизации основных этапов жизненного цикла двигателестроения. В рамках форума будет организована открытая площадка для конструктивного взаимодействия ученых, академиков, инженеров и представителей ведущих инновационных промышленных предприятий двигателестроительной отрасли. В дискуссионных клубах примут участие спикеры и эксперты как со стороны отрасли, так и со стороны научно-образовательных организаций. В качестве спикеров выступят более 50 сотрудников предприятий и научных работников профильных вузов и институтов.
В этом году в программе форума круглые столы:
- Цифровизация основных этапов жизненного цикла двигателестроения
- Цифровое предприятие: модель и компетенции;
- Новые производственные технологии и материалы в двигателестроении;
- Аддитивные технологии;
- Двигатели для БПЛА;
- Вопросы прочности и надежности в двигателестроении;
- Современные методы проектирования ГТД;
- Внедрение отечественного ПО;
- Основные проблемы подготовки кадров для работы на станках ЧПУ;
- Альтернативные виды топлива и экологичность двигателей;
- Ракетные двигатели и космическая энергетика: проблемы и перспективы;
- Молодежный конгресс «Даешь, молодежь!»;
- Передовые инженерные школы: новые форматы обучения;
- Семинар "Крылья Ростеха";
- ТРИЗ-сессия.
Проректор по цифровой трансформации СПбПУ Алексей Боровков подчеркнул важность участия представителей Экосистемы технологического развития СПбПУ в мероприятиях деловой программ Форума. АО «ОДК» является стратегическим партнером Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг». В марте 2024 года совместно с Объединенной двигателестроительной корпорацией были открыты сразу два объекта научно-образовательной инфраструктуры – это научно-технологическое образовательное пространство «Передовые цифровые технологии в двигателестроении» и демонстрационный стенд «Авиационный двигатель с системой контроля». В сентябре 2024 года в ПИШ стартовало обучение по магистерской программе в направлении «Передовые цифровые технологии в двигателестроении», разработанной по запросу АО «ОДК». Уже сейчас инженерами и студентами передовой школы был реализован ряд совместных проектов с АО «ОДК».
Отметим, что в 2022 году делегация Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» посетила Всероссийский научно-технический форум двигателей и энергетических установок, посвященный 110-летию ПАО «ОДК-Кузнецов».
В этом году в Экспертно-проектной сессии дискуссионного клуба «Современные методы проектирования ГТД» с докладом «Цифровая платформа CML-Bench® как инструмент цифрового моделирования и сопровождения «цифровой» сертификации» выступит начальник отдела перспективных разработок в двигателестроении Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Александр Себелев.
Доклад «Термодинамический расчет авиационного ДВС в программном комплексе ДИЗЕЛЬ-РК» в ходе круглого стола «Внедрение отечественного программного обеспечения» представит инженер отдела кросс-отраслевых технологий Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Илья Соломенников.
Инженер отдела кросс-отраслевых технологий Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Михаил Красков расскажет о «трехмерном сопряженном газодинамическом расчете подкапотного пространства авиационного поршневого двигателя» в ходе Молодежного конгресса «Даешь, молодежь!» (Конгресс студентов, молодых ученых и специалистов).
В ходе экспертно-проектной сессии дискуссионного клуба «цифровое производство» «Цифровое предприятие: модель и компетенции» заместитель директора Центра ДПО Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой и инжиниринг» Павел Козловский и старший преподаватель Высшей школы "Передовые цифровые технологии" ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Дмитрий Гаврилов представят командный онлайн-тренажёр «Новый индустриальный вызов» (New industrial challenge).

В завершающей части рабочей встречи участники подчеркнули важность эффективного сотрудничества в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках проекта «Беспилотные авиационные системы», а также обсудили основные направления взаимодействия и определили план встреч для мониторинга хода реализации намеченных планов.
Источник: https://pish.spbstu.ru/news/8940