fbpx

С 2020 года на базе НОЦ ГДИ Самарского университета активно развивается лаборатория криогенной техники

Исследования, направленные на разработку методов повышения энергоэффективности криогенных систем и установок за счет использования низкопотенциальной энергии криопродукта, начаты сотрудниками кафедры теплотехники и тепловых двигателей и НОЦ ГДИ Самарского университета в начале двухтысячных годов. Члены коллектива ведут активную научную деятельность и за период 2003-2020 год выпустили множество статей, индексируемых базами Scopus и WebofScience, также значительное количество статей в журналах, включенных в перечень ВАК, выпущен целый ряд патентов, подготовлено и защищено немалое количество диссертаций на соискание звания кандидат и доктор технических наук. С 2020 года на базе НОЦ ГДИ Самарского университета активно развивается лаборатория криогенной техники, которая  выполняет научно-исследовательский проект №FSSS-2020-2019. Основная цель лаборатории – это расчет, проектирование и создание высокоэффективных энергетических установок и двигателей (автомобильные двигатели, судовые силовые установки, ракетные двигатели, автономные электростанции), работающих на криогенных топливах, в том числе СПГ.

Яркими примерами эффективной работы научного коллектива лаборатории криогенной техники является их участие в выполнении следующих научно-исследовательских работ:

Разработка и создание семейства  энергоэффективных опреснительных установок. (проект создан совместно с АО «Металлист-Самара» в рамках постановления Правительства РФ № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства»). Созданные установки предназначены для обеспечения пресной водой приморских и засушливых регионов, в первую очередь Крыма, Краснодарского и Ставропольского краёв.

Также сотрудниками лаборатории были проведены расчеты и моделировании рабочих процессов системы топливо-подачи судовой силовой установки, работающей на сжиженном природном газе (СПГ), для проекта 03622 «Чайка». Следует отметить, что в настоящее время судов, использующих сжиженный природный газ, в речном флоте России нет.

5

Проект 03622 «Чайка»

Преимуществами судов данного проекта являются:

1) Более низкая стоимость  топлива: оно стоит примерно на 30% ниже по сравнению с традиционным. Это позволит повысить рентабельность отрасли  на 15–25%.

2) Больший моторесурс: экономия на обслуживании таких двигателей доходит до 20%.

3) Экологичность.

© 2020 Институт двигателей и энергетических установок. Все права защищены.