fbpx

Самарские ученые помогли создать первый в России криогенный теплоход

Без рубрикиКомментарии к записи Самарские ученые помогли создать первый в России криогенный теплоход отключены

Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева приняли участие в создании первого в России речного пассажирского судна, работающего на криогенном топливе — сжиженном природном газе (СПГ)*. Прогулочно-экскурсионный теплоход, получивший название «Чайка-СПГ», в августе этого года был торжественно спущен на воду в городе Зеленодольске (Татарстан )**. Специалисты лаборатории криогенной техники*** Самарского университета приняли участие в работах по разработке специальной системы хранения и подачи топлива. Работы проводились совместно с ООО «РариТЭК Инжиниринг» (г. Набережные Челны) и ООО «Югорский машиностроительный завод» (г. Нефтеюганск).

«Лаборатория криогенной техники приняла участие в создании первого в России пассажирского судна, работающего на сжиженном природном газе. Аналогов такому судну в России нет. Сотрудники лаборатории выполнили расчеты и численное моделирование рабочих процессов в системе подачи, хранения и регазификации сжиженного природного газа (СПХР СПГ). Была проведена оценка надежности и прочность элементов СПХР СПГ и их соответствие заданным рабочим параметрам», — рассказал заместитель директора Института двигателей и энергетических установок Самарского университета, доцент кафедры теплотехники и тепловых двигателей, научный руководитель лаборатории криогенной техники Дмитрий Угланов.

Для участия в этом проекте самарским ученым пришлось получать специальные разрешения в Российском Речном Регистре, который является федеральным автономным учреждением, осуществляющим классификацию и освидетельствование судов, а также за выполнением правил при проектировании и постройке судов. Поскольку подобные судна в России ранее не строились, то многие задачи при создании «Чайки» приходилось решать впервые, без опоры на предыдущий опыт. Для хранения сжиженного природного газа на теплоходе установлены две криогенные емкости объемом по 6,7 кубического метра каждая, а для их заправки используется криогенный передвижной автогазозаправщик, способный перевозить 16 тонн топлива.

Как отметил Дмитрий Угланов, в числе основных преимуществ судов на СПГ следует назвать их экологичность и значительный моторесурс — экономия на обслуживании подобных двигателей доходит до 20%, а также, несомненно, экономичность эксплуатации, так как СПГ является топливом, которое примерно на 30% дешевле традиционного топлива для судов аналогичного класса. Это позволит повысить рентабельность отрасли примерно на 15–25%. Последние годы в мире значительными темпами растет количество судов, полностью работающих на СПГ. По данным из открытых источников, на начало 2020 года в мире насчитывалось порядка 175 таких судов, еще более 300 находились в стадии строительства или проектирования. В числе использующих сжиженный газ — грузовые суда, круизные лайнеры, прогулочные корабли. Переход на СПГ в немалой степени обусловлен ужесточением экологических требований в мире к морскому и речному транспорту.

www_gazprom_r

Справочно:

* Сжиженный природный газ (СПГ) — криогенное топливо, охлажденное до температуры минус 160 градусов. При этом газ переходит из газообразного в жидкое состояние и уменьшается в объеме в 600 раз.

** Первое в России речное пассажирское судно, работающее на СПГ, спущено на воду в городе Зеленодольске (Татарстан) 7 августа 2020 года. В свой первый рейс судно вышло 30 августа. По сообщению пресс-службы правительства Татарстана, теплоход «Чайка-СПГ» построен Зеленодольским заводом им. А.М. Горького. Длина судна составляет 58,8 м, ширина – 10,8 м, пассажировместимость – до 176 человек. Теплоход создан в рамках реализации пилотного проекта по созданию речных судов на СПГ совместно с ПАО «Газпром».

*** Лаборатория криогенной техники Самарского университета создана на базе Научно-образовательного центра газодинамических исследований (НОЦ ГДИ). Основная цель лаборатории — расчет, проектирование и создание высокоэффективных энергетических установок и двигателей, работающих на криогенных топливах или использующих низкопотенциальную энергию криопродукта, в том числе СПГ.

Фото: gazprom.ru

© 2020 Институт двигателей и энергетических установок. Все права защищены.