fbpx

Эмиль Райа: «В детстве я мечтал построить самолёт»

КарьераКомментарии к записи Эмиль Райа: «В детстве я мечтал построить самолёт» отключены

В 2005 г. в Самарский аэрокосмический университет поступил Эмиль Райа. Он прибыл учиться в Россию из Ливана. Сегодня Эмиль работает инженером всемирно известной британской фирмы Rolls-Royce.
Спустя год после устройства на работу Эмиль Райа поблагодарил Самарский государственный аэрокосмический университет и своего научного руководителя профессора Александра Ермакова за полученные опыт и знания: «Я подозревал, что СГАУ даёт высокий уровень подготовки, но даже не представлял насколько. Пройдя конкурс и попав на работу в такую престижную фирму, понял, какое хорошее образование я получил в Самаре».
В Ливане Эмиль Райа проявил себя в математике: попал в тройку сильнейших на олимпиаде по математике среди школьников страны. В качестве поощрения юному таланту предложили стипендию на учёбу в России.
«Я мог выбирать любую инженерную специальность, – говорит Эмиль Райа. – И тогда я вспомнил о детской мечте. Моя семья очень большая, и родственники живут по всему миру. И какое-то время даже хотел построить самолёт, чтобы навещать родных. Так что авиацию я любил всегда. Выбирая специальность, сразу решил, что хочу быть конструктором авиационных двигателей. Считаю счастливой случайностью тот факт, что Министерство образования и науки РФ направило меня учиться именно в СГАУ. Уверен, что полученные в Самаре компетенции помогли мне найти работу моей мечты».
То, что Эмиль – способный студент, стало понятно сразу: с младших курсов он обратил на себя внимание профессоров, стремясь решать задачи нестандартно. С 2006 по 2009 год он принимал участие в студенческих олимпиадах по высшей математике, сопротивлению материалов, прикладной механике и по теории механизмов и машин, каждый раз внося значительный вклад в достижения команды СГАУ. Поэтому никто не удивлялся тому, что, несмотря на все языковые и культурные преграды, студент из Ливана учился только на «отлично».
«Эмиль Райа учился в группе, в которой обучение организовано таким образом, что студент из года в год ведёт сквозное проектирование элементов двигателей в сложнейших программных пакетах с выходом к выпускному курсу на проект виртуального двигателя, выполненного в объёмных моделях с уникальными расчётами, – рассказал профессор Александр Ермаков, директор института двигателей и энергетических установок и научный руководитель Эмиля. – С такой задачей справляются только самые целеустремлённые».
По словам Александра Ермакова, чтобы справиться с курсом ИДЭУ, будущим конструкторам-двигателистам кроме серьёзной подготовки по математике надо хорошо разбираться и в физике процессов, которые происходят в двигателе. «Экзамен я обычно принимаю достаточно долго, – вспоминает Александр Иванович. – Разрешаю пользоваться конспектами, но требую продемонстрировать глубокое понимание предмета. Так вот Эмиль всегда экзамены сдавал на «отлично».
Эмиль Райа сделал два курсовых проекта на очень высоком уровне. В первом он моделировал критические частоты вращения ротора, во втором – проектировал рабочее колесо (диск, лопатки). Эти курсовые стали частью дипломного проекта.
«В то время задача была для нас новая и очень сложная, – говорит Александр Ермаков. – Фактически мы занимались сопряжённым проектированием, когда одновременно решается несколько задач: рассчитывается прочность конструкции с учётом нагрузок из потока (газовая динамика), а также решается вопрос обеспечения несущей способности лопатки и динамики – отстройка от резонансов и одновременно повышение КПД лопатки».
Эмиль с работой справился. На защите проекта на способного дипломника обратили внимание представители ОАО «Кузнецов». Однако желание предприятия пригласить студента на работу разбилось о реалии: иностранные выпускники, по российскому законодательству, не могут пойти работать на отечественные предприятия оборонного комплекса.
Сам Эмиль, ещё на старших курсах в СГАУ, принял решение работать в Великобритании, на двигателестроительной фирме Rolls-Royce. Двигатель этого производителя он впервые увидел в СГАУ.
Прежде чем попасть на работу в Rolls-Royce, Эмилю пришлось дополнительно закончить годичную магистратуру в одном из английских вузов, в котором действовала корпоративная программа Rolls-Royce для выпускников.
«Не могу сказать, что мне это было действительно необходимо (с точки зрения дополнительных инженерных знаний. – Прим. ред). Но будучи студентом этого университета, я участвовал в совместной научной работе по темам Rolls-Royce, то есть начал работать на эту корпорацию ещё до своего выпуска», – отметил Эмиль.
Эмиль стал одним из 250 счастливчиков, которые всё-таки получили работу в Rolls-Royce. Всего же в конкурсе участвовало более 15 тыс. человек. То есть работу получал только один из 60 претендентов. Эмиль уверен, что победу ему принесли знания, полученные в СГАУ.
«Благодаря отличным знаниям по теории конструкции и производства двигателей я не только легко прошёл конкурсный отбор, но понял, что могу работать в разных инженерных отделах корпорации. А позже стало ясно, что гораздо больше мне пригодились навыки инженерного мышления, привитые в Самаре, и умение работать в программных пакетах для моделирования рабочих процессов в двигателе, например CFD».
Вскоре после того как Эмиль Райа поступил на работу в Rolls-Royce, он позвонил своему научному руководителю в СГАУ профессору Александру Ермакову и поблагодарил его за опыт и знания, которые он получил в Самарском государственном аэрокосмическом университете.
«Эмиль в том разговоре отметил системность нашего образования, изучение всего двигателя целиком, а те, с кем он конкурировал за вакансию, такой подготовки не имели, – вспомнил Александр Ермаков. – Они не представляли себе, как изменения в одной системе (например, системе впрыска топлива) отзовётся на работе всего двигателя. Эту фундаментальность отмечают многие наши выпускники. И они очень хорошо зарекомендовали себя как на отечественных предприятиях, так и двигателестроительных фирмах мира. Так, например, Иван Жданов работает в швейцарской фирме ASNE, причём генеральный директор этой фирмы – тоже наш выпускник.
Всё это показывает, что наша система образования отличная, в ней есть колоссальные плюсы. Но мы не стоим на месте. Например, намерены в ближайшее время преобразовать учебный процесс под математические стандарты Кембриджа: мы серьёзно увеличим объёмы математики и физики на первых курсах. А для этого нам нужны абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ по этим предметам. Чтобы студенты были адекватно готовы к 3D-моделированию в проектировании, они должны глубоко понимать физику и обладать обширным математическим аппаратом».
Сейчас Эмиль Райа работает в главном конструкторском отделе Rolls-Royce PLC, который находится в городе Дерби, Англия. Будучи дипломником СГАУ, он работал над вопросами оптимизации конструкции, решая сопряжённые задачи, в которых учитывались газодинамика, КПД, нагрузка из потока на лопатку. Сейчас и на британской земле он сталкивается с похожими задачами, которые требуют видеть двигатель и все происходящие в нём процессы как целостную систему.
«Моя текущая задача – оптимизация системы охлаждения лопаток турбины, – рассказал Райа Эмиль. – Мы работаем по заказу Airbus, оптимизируем двигатель Trent XWB, самый экономичный двигатель, который сейчас разрабатывается в Rolls-Royce. Я должен найти решение, как изменить конструкцию и, возможно, использовать новые материалы, чтобы выйти на определённый уровень тяги двигателя».
Тем временем в Самаре, в СГАУ, появляются новые инженерные таланты, которые, как и Эмиль Райа, через несколько лет разлетятся новыми «звёздами» по аэрокосмическим, двигателестроительным и другим высокотехнологичным предприятиям по всему миру.

© 2020 Институт двигателей и энергетических установок. Все права защищены.